Какие предложения представителей ритейла нашли отражение в новом законопроекте, а какие пока не отражены в законе, но будут обсуждаться

После обсуждений в рамках круглого стола «Проект Федерального закона «О платформенной экономике в Российской Федерации». Баланс интересов участников правоотношений», прошедшего на площадке Госдумы 7 июля, закон о платформенной экономике был принят в третьем чтении. Он стал важным шагом к установлению базовых правил на стремительно развивающемся рынке цифровой торговли. Однако часть вопросов, поднятых 7 июля представителями традиционного ритейла, пока остаётся открытой.

Учтено:

Условия участия в акциях и скидках
Ритейлеры обсуждали важность регулирования механизмов скидок.

В окончательной версии законопроекта закреплено право продавца отказаться от участия в акции, а также сокращён срок уведомления о снижении цен до 5 дней.

Остаётся в повестке:

— Единые правила игры.
Многие представители офлайн-сетей отмечали различие в регулировании.

«Платформы действуют на том же рынке, что и розница, но не подпадают под закон о торговле», — заявили представители X5 Group.

Действительно, действие закона о торговле не распространяется на платформы, даже если они сами реализуют товар. Это создает правовую асимметрию, которую ритейлеры предлагают скорректировать.

— Ответственность при продаже продуктов питания.

«Маркетплейсы не несут ответственности за безопасность еды, а при этом закупают у тех же поставщиков, что и мы», — подчеркнули представители X5.

Вопрос продовольственной безопасности остается актуальным. Сегодня не закреплена ответственность платформ за реализацию товаров ненадлежащего качества, в том числе от зарубежных продавцов. В законе не закреплены особые требования к продаже продуктов питания на цифровых платформах. Не решён вопрос: кто отвечает за ущерб потребителю при нарушениях — платформа или продавец?

— Проблема иностранных продавцов и контрафакта

Ритейлеры подчёркивали неэффективность защиты при работе с зарубежными селлерами: маркетплейсы в таком случае не несут ответственности.

— Повторные нарушения и санкции.

«Штрафы должны носить прогрессивный характер при систематических нарушениях. Сейчас штраф однократный — маркетплейсы платят авансом и продолжают нарушать», — отметил Борис Кац («Леонардо»).

Закон не вводит прогрессивные штрафы или санкции за системные нарушения. Угроза «планируемого нарушения» остаётся актуальной.

Ритейлеры рассчитывают на следующие изменения в подзаконных актах или новых поправках:

— Расширение ответственности платформ при продаже продовольственной продукции, включая иностранных продавцов.

— Применение единого правового поля торговых отношений для маркетплейсов и розницы.

— Ограничения на скидки за счёт платформ, ведущие к демпингу и вытеснению бизнеса.

— Введение механизма повышенных санкций за повторные нарушения.