Жаркая дискуссия на полях ПМЭФ. Что важно знать

По словам модератора сессии «Банки или маркетплейсы: чей финтех круче?»
Ксении Собчак, маркетплейсы активно внедряют финансовые услуги и «стараются зайти на территорию банков». У них есть все слагаемые для этой стратегии – обширные многомиллионные базы клиентов и понимание их предпочтений, но при этом те самые клиенты изначально приходят за совершенно иным типом услуг.
 
«Получится ли без банковской финансовой модели построить по-настоящему успешную финтех-организацию? За кем будет рынок? За маркетплейсами или традиционными банками?» – задается вопросом Собчак.
 
Сергей Беляков, управляющий директор OZON: «OZON банки создан как банк, он получил лицензию и является предметом очень жёсткого, внимательного и ежедневного контроля со стороны Банка России. Это лицензированный вид деятельности. Всё что оформлено как кредитная организация, как банк соответствует всем требованиям, которые регулятор установил. Никакого регуляторного арбитража между нами и другими нет».
 
По его словам, банки есть у всех организаций электронной коммерции. 40% покупателей оплачивает картой OZONбанка иные покупки, не находящиеся внутри платформы. По мнению спикера, формулировка «банки против маркетплейсов» не состоятельна, так как речь идёт не о возможности противостояния, а увеличении выбора для покупателей.
 
Глава Wildberries Татьяна Бакальчук поддержала позицию коллеги, добавив, что её платформа не собирается вступать в конкуренцию и лезть на «поляну» банков. Она подчеркнула, что главной целью Wildberries является создание более удобной и качественной системы услуг, то есть создание решений внутри собственного агрегатора.
 
Глава Альфа-банка Владимир Верхошинский парировал: «Банковский финтех на две головы выше, чем у маркетплейсов, так как это наша профильная деятельность. У маркетплейсов шансов нет».
 
По его словам, в случае с электронными площадками присутствует регуляторный арбитраж, где 83% клиентов привлечены таким способом. Такой метод создаёт искусственную конкуренцию, которая противоречит духу закона «о защите конкуренции» и правилу платёжных систем. При этом системно значимые банки контролируются фактически «под лупой», а банки, у которых десятки миллионов клиентов, но они не являются системно значимыми, пока не контролируются. Это создаёт риски для всей системы экономики.
 
Управляющий партнёр Авито Иван Гуз ответил на вопрос модератора сессии, собирается ли платформа создавать собственный банк: «Мы не планируем создавать свой банк, не соревнуемся с коллегами из финансовых организаций, потому что мы идём по пути партнёрства во имя клиента».
 
Он подчеркнул, что «ДНК» Авито – это частные лица, которые являются частью локальной торговли. 5 лет назад пришло осознание, что такая гиперлокальная модель затормозит рост агрегатора, поэтому было введено два новых продукта: безопасная сделка и Авито Доставка. Также были подключены партнёры, в число которых входит Почта России, СДЭК, Boxberry и другие. Авито не работает на своей финансовой платформе. На Авито была введена система единой кнопки, которую площадка осуществляет через партнёров – Совкомбанк и Т-Банк (бывший Тинькофф Банк), говорит Иван Гуз.
 
Георгий Горшков, заместитель президента ВТБ заявил, что они как второй крупнейший банк в стране не пойдут по модели Сбербанка и пока не планируют создавать свой собственный маркетплейс. При подготовке к данной сессии они проверили, будет ли выгодно маркетплейсам, чтобы все платежи шли через банки маркетплейсов и увидели, что при такой модели банк маркетплейса проиграет. Поэтому необходимо искать модели, где будут комфортно существовать все виды банков.
 
Алексей Чукарин, директор департамента цифровой трансформации и координации бюджетных расходов и Алексей Гузнов, заместитель
Председателя Центрального Банка России обозначили, что ключевой целью в этом вопросе является защита данных клиентов.
 
«Если говорить про состояние наших банков и банков маркетплейсов, то они выдающиеся, но если в одном месте концентрируется большая база данных, то злоумышленникам интересно украсть и покопаться в них», – заявил Чукарин.
 
Заведующий бюро адвокатов «Де-юре» Никита Филиппов подытожил, что банкам маркетплейсов пока не хватает законодательного регулирования и должного контроля. Также он высказался о другой более острой проблеме – это ненадлежащее и даже агрессивное отношение маркетплейсов к своим контрагентам. Он подчеркнул необходимость избежать дискриминационных условий в договорах электронных площадок и создать законодательную базу для регулирования деятельности маркетплейсов.