Тема интернет-торговли на ПМЮФ-2024. Итоги

Первый вицепрезидент Союза интернетторговли Екатерина Авдеева подчеркнула, что основной задачей для снижения судебной нагрузки является развитие примирительных процедур.

«Рынку маркетплейсов действительно нужна общая продуманная практика досудебного и внесудебного разрешения множества закономерных споров, и с покупателями, и с поставщиками. Решением вопроса может быть снижение нагрузки за счет более активного внедрения в практику споров с бизнесом именно медиации», – сообщила Авдеева.

Президент Союза интернетторговли Виталий Гаврилов привёл цифры статистики судебных споров с маркетплейсами из которых видно, что объём исков создает излишнюю нагрузку на органы судебной власти, а перемирие не рассматривается сторонами (или одной из сторон) в качестве наиболее успешного исхода дела.

«Союз ИнтернетТорговли проанализировал самые распространенные причины возникновения подобных споров. Мы задались вопросом: неужели обращение в суды более простой путь чем досудебное урегулирование конфликтов? Оказалось, что взаимодействие селлера и маркетплейса в спорной ситуации не налажено. Именно поэтому Союзом интернетторговли был создан первый в России Центр медиации в сфере интернетторговли, который будет осуществлять досудебное урегулирование споров между электронными площадками и продавцами», – рассказал Гаврилов.

Он обозначил, что Союз работает одновременно в двух направлениях:

формирование четких правил для отрасли;

медиация в каждом спорном случае.

Руководитель школы коммуникаций НИУ «ВШЭ» Сергей Зверев озвучил статистику, исходя из которой оборот, прошедший через маркетплейсы за 2022 год, составил 2,5 трлн. рублей, а за 2023 – 6,4 трлн. рублей, что указывает на ежегодную тенденцию к большому росту. Он задал основной вопрос: «Что же такое маркетплейсы? Торговля или цифровые платформы?».

«Я считаю, что маркетплейсы это обычные магазины с точки зрения покупателя. Ничего нового нет, это электронная форма магазина, который существовал ещё в доисторические времена, просто формируются новые инструменты, новые возможности и мы с вами имеем виртуальные магазины, но по сути это товарденьгитовар, ничего не поменялось по Карлу Марксу, поэтому они должны нести ответственность как магазины», – высказал свою точку зрения заместитель председателя комитета ГД ФС РФ по защите конкуренции Сергей Лисовский.

Он заявил, что маркетплейсы повторяют сценарий, который когдато проходили торговые сети. Лисовский рассказал, что на данный момент в Госдуму внесены два законопроекта:

1. 640557-8 представителей Справедливой России Миронова и Делягина;

2. 568223-8 представителей Единой России Кутепова и Гутенёва.

Заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский выделил положительный и отрицательный аспект деятельности маркетплейсов. «С одной стороны маркетплейсы обеспечивают условия для развития малого и среднего бизнеса, к чему ФАС не может относитьсянегативно. С другой стороны, на сегодняшний день посмотрев на цифровые платформы мы видим, что они забирают на себя рыночную власть, влияют на покупателей и на продавцов, поэтому современная экономика, которая отражена в антимонопольном законодательстве, начинает трансформироваться», – заявил Пузыревский.

По его словам, необходимо понять каким образом нужно подходить к оценке деятельности цифровых платформ с точки зрения государства и, в первую очередь, с точки зрения государственного регулирования.

 

Руководитель группы по оказанию налоговых услуг компаниям ТЭК в России Мария Белякова подчеркнула, что в последний год активно ведётся дискуссия о справедливом налогообложении и существующей или нет разнице между маркетплейсами и классическим ритейлом.

Она освятила три основных аспекта в части налогообложения:

1. Налоговый арбитраж. Нужен ли он? Есть ли разница между арбитражем традиционного ритейла и маркетплейсов и если да, то справедлива ли она?
2. Злоупотребления. Так как маркетплейсы это новый тип взаимоотношений, то насколько такой тип взаимоотношений создаёт злоупотребления в налоговом смысле и если это происходит, то что  необходимо делать, нужно ли с этим бороться и какими методами?
3. Трудовые отношения и налогообложение труда. Тут необходимо разбираться по конкретным ситуациям, чтобы понять, где имеют место трудовые отношения, а где другие формы отношений.

«Маркетплейс это не продавец, а исполнитель информационных услуг для продавцов и потребителей. По опросам ЦСП «Платформа» 53% потребителей говорят о том, что они покупают у маркетплейса, а 46% возлагают ответственность за купленный товар на конкретного продавца. Я стараюсь разъяснять и просвещать людей, говоря им о том, что они покупают всётаки у конкретных продавцов», – рассказал председатель Союза потребителей РФ Пётр Шелищ.

Он заключил, что регулировать маркетплейсы нужно, но необходим ли для этого отдельный закон? По его мнению, такой законопроект не нужен, необходимо лишь дописать в закон торговли, что правительство утверждает правила взаимодействия продавцов или торговых организаций с агрегаторами информации о товарах.


Представитель от законодательного органа государственной власти Запорожской области Дмитрий Ворона рассказал
, что необходимость законодательного регулирования маркетплейсов это не только позиция Кутепова. Это позиция комитета по экономической политике Совета Федерации, где собраны сенаторы со всей страны, которые занимаются проблематиками экономики РФ и представителей бизнеса.

«За последнее время было проведено только шесть«круглых столов» в рамках Совета Федерации, на которые мы приглашали и маркетплейсы, и представителей регулирующей области, и правительство. Позиция комитета однозначна: маркетплейсы это торговля, необходимо отрегулировать права потребителей, а также необходимо отрегулировать права и обязанности собственников ПВЗ. Мы понимаем, что законопроекту необходимо пройти несколько чтений, в рамках которых мы также готовы учитывать мнения всех сторон», – заявил Ворона.

«Вот у нас коллега говорит о том, что деятельность цифровых платформ это торговля, но Государственная Дума принимала закон, который Совет Федерации одобрял, который подписывался потом президентом, который прошёл все стадии с тремя чтениями в нижней палате и где чётко написано: «что такое торговая деятельность?», – парировал управляющий директор Ozon Сергей Беляков.

В своём докладе он ответил на основные вопросыпретензии к агрегаторам:

Маркетплейсы не действуют в рамках правового вакуума, благодаря которому получают какието конкурентные преимущества. Потому что действующее законодательство, в том числе закон о защите прав потребителя, распространяется и на маркетплейсы.

При возврате товаров, в случае если покупателю не подошёл товар, не понравился, он ненадлежащего качества или повреждён, маркетплейсы возвращают денежные средства. Только после этого площадки, удостоверившись в обоснованности претензии, забирают эти средства у продавца.

Контрафактная продукция попадает в оборот в стационарных торговых точках или на оптовых рынках.

«Контрафакта на OZON нет. На маркетплейсах его не так легко купить, как это можно сделать в традиционной торговле», – подытожил Беляков.