Круглый стол, посвященный законопроекту о «О платформенной экономике в
Российской Федерации», прошел в Комитете Госдумы по развитию гражданского общества. В мероприятии приняли участие депутаты нижней палаты парламента, представители министерства экономического развития, министерства промышленности и торговли, Союза интернет-торговли и бизнеса.
Первым слово взял депутат Госдумы, заместитель председателя комитета и председатель Координационного совета Союза интернет-торговли Владимир Шаманов. Он отметил, что исполнительная и законодательная власти уделяют большое внимание обстановке в отрасли.
– На рынке интернет-торговли сложилась ситуация, которая требует анализа и корректировки. Государство вынуждено вмешиваться в эти процессы и искать оперативные выходы. Маркетплейсы стали естественной монополией. Мы будем искать сообща пути решения, – отметил Шаманов.
По его словам, при принятии законопроекта необходимо учесть интересы всех: от участников рынка до потребителей.
– Основная проблема сегодня – огромный объем контрафактный продукции, с которой сталкивается покупатель на рынке. Здесь вопрос не разрешён, ведь маркетплейс не несет ответственности. Но кто же тогда будет нести? Я убежден, что наша встреча поможет уточнить формулировки, – добавил Владимир Шаманов.
Президент Союза интернет-торговли Виталий Гаврилов напомнил, что глава государства Владимир Путин призвал как можно скорее принять закон, который будет регулировать работу маркетплейсов.
– Регулирование правоотношений в сфере интернет-торговли необходимо. Мы видим это не только на частных примерах, но и по статистике судебных споров между селлерами и маркетплейсами. В частности, мы наблюдаем ежегодный рост числа исков к Ozon и Wildberries. Объем исковых требований у маркетплейсов составляет порядка 12 млрд рублей. За последние три года почти 5 тыс. исков подали субъекты малого и среднего предпринимательства к маркетплейсам, – сказал Гаврилов.
Он отметил, что Союз создал первый в России центр медиации в сфере интернет-торговли.
– Его появление стало ответом на системный вызов рынка. Селлерам сложно выстраивать диалог с маркетплейсом, поскольку площадка зачастую действует в одностороннем порядке и игнорирует сообщения. Очень хорошо, что в законе прописана процедура досудебного урегулирования. Но глобальных изменений она не влечёт. Также не окончена дискуссия о необходимости добавить в договор между селлером и маркет-плейсом третейскую оговорку. Вопросу досудебного урегулирования нужно уделить внимание, поскольку он стоит остро для селлеров, – сказал Гаврилов.
По его словам, закон также не защищает потребителя при взаимодействии с иностранными продавцами. Площадка не несет ответственность за реализуемый товар.
– Потребитель остаётся без шансов компенсировать полученный ущерб и разрешить спорную ситуацию. Практически невозможно урегулировать данный вопрос. При этом зарубежный продавец предлагает более дешевый товар. Он получает популярность и выходит на первые строчки поисковой выдачи. Возможно, нужно искусственно остановить такие процессы, – пояснил Гаврилов.
Первый вице-президент Союза Интернет-Торговли, Руководитель Экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Екатерина Авдеева рассказала о разгоревшейся дискуссии вокруг законопроекта.
– Мы ищем баланс в законопроекте, в регулировании, чтобы это было эффективно для экономики и участников рынка. Вопрос принятия закона стоит остро. Регулирование должно получить четкие регламенты, которые примут законодатели. Закон претерпел изменения от первоначальных версий. Острее всего стояли вопросы скидок и маркировок товара. Мы увидели в текущей версии, что селлер может отказаться от участия в скидках. Это важно. Также сократился срок с 14 до 5 дней, когда нужно уведомить партнера о снижении цены. Мы живем в век высоких скоростей, это разумно. У нас также есть предельная нижняя цена товара. Скидки за счет селлера не могут вывести последнего в убыток. Может ли маркетплейс давать скидки за свой счет? Мы стоим на пороге важного решения. С одной стороны, это вторжение в деятельность самой компании, но есть доводы, что такие скидки даются за счет повышения комиссии для селлеров. Однако все это обсуждается, – пояснила Екатерина Авдеева.
По ее словам, также важна проблематика маркировки товара, чтобы потребитель получал качественный продукт. Кроме того, она отметила, что существует тренд на снижение бурного роста у маркетплейсов. При этом всё чаще маркетплейсы заходят в регионы, а это значит, что люди получают доступ к широкой линейке товаров.
Депутат Госдумы и зампредседателя Координационного совета Союза интернет-торговли Андрей Свинцов отметил, что важно внимательно проработать вопрос скидок.
– Главное двигаться вперед и не потерять другой бизнес. Тематика скидок этому и посвящена. Наверное, компания, которая имеет оборот 5 трлн рублей, может держать цену ниже и тем самым убивать малый бизнес. Тот же Amazon по этой модели отработал в свое время. Сейчас они продают товары в 10 раз выше себестоимости. Мы хотим не допустить такой ситуации у нас, но и важно не задушить рост маркетплейсов, – сказал он.
Депутат также подчеркнул, что вокруг маркетплейсов появляются так называемые дополнительные бизнесы. Они также несут риски для рынка и государства.
– Второй вопрос, что под их крышей растут суббизнесы. Например, бизнес доставки. Это очень удобно, но дает приток мигрантов. Возникают проблемы с коренным населением. Мы не хотим, чтобы мигранты привозили семьи. Это ложится бременем на системы образования, медицины, – разъяснил Свинцов.
Депутат также предложил распространить систему «Честный знак» на работу маркетплейсов.
– Нужно бороться с контрафактом. Нелегальный товар должен исчезнуть с площадок к 1 января 2026 года, – добавил Свинцов.
Депутат Госдумы и член Координационного Совета СИТ Алексей Веллер отметил, что круглый стол призван помочь Госдуме в работе над законом.
– Нам нужно понять, в каком направлении нам работать во втором чтении закона. Наиболее эффективно послушать участников рынка. Вероятнее всего, эти поправки смогут быть рассмотрены во втором чтении законопроекта, – отметил Веллер.
Директор Департамента цифрового развития и экономики данных министерства экономического развития РФ Владимир Волошин выступил от лица разработчика закона.
– Задача, которую поставило правительство – создать базовое регулирование фактически для отдельной отрасли. Нужно дать набор правовых механизмов по самым острым вопросам. Речь идет о скидках, взаимоотношениях с потребителями. Нужно не допустить падения роста этого вида торговли, – отметил он.
Волошин пояснил, что в законопроекте появятся новые требования к продавцам.
– Не будет ситуации, когда покупатель не знает, кто продал товар. Продавец обязан идентифицировать себя. Есть реестр продавцов, на уровне карточки – обязательная информация о маркировке. Если платформа не предоставила информацию – то это ответственность маркетплейса. Если продавец предоставил поддельный документ – это его ответственность, – добавил Владимир Волошин.
Руководитель направления «Регулирование электронной торговли и цен» Х5 Group (магазины «Перекресток», «Пятёрочка», «Чижик») Дарья Семидетко предложила ограничить преимущества маркетплейсов, поскольку их деятельность не регулируется законом о торговле.
– В контексте регулирования стоит сказать, что не совсем корректно распространять законы о торговле на маркетплейсы. Но есть абсолютно идентичные отношения, однако регулируются они по-разному. Мы исполняем определенные требования, а маркетплейсы нет, – сказала она.
По словам представителя компании, когда маркетплейс от своего имени продает продукты питания, он закупает их ровно у тех же поставщиков, что и продовольственные сети.
– Мы считаем, что правовое поле должно быть одинаковым и нельзя давать кому-то преимущество. Это должно быть урегулировано. Маркетплейсы должны быть ответственными за безопасность продуктов», – добавила она.
При отсутствии законодательно закрепленной ответственности маркетплейсов будет целесообразно вообще ограничить перечень субъектов, имеющих право реализации продуктов питания на маркетплейсах, считает представитель торговой сети.
Управляющий директор ПАО «Магнит» Анна Мелешина также заметила, что маркетплейсы в отличии от продуктовых ритейлеров не обязаны проверять маркировку товаров. По ее словам, в законопроекте есть несколько сфер, которые требуют донастройки, например, маркировка товаров. Ритейлеры настаивают на ускорении внедрения обязательной проверки маркировки маркетплейсами.
С этим согласился президент Союза интернет-торговли Виталий Гаврилов.
– Существует определенный дисбаланс в аналогичных правоотношениях, отличающихся исключительно каналом продаж. При формировании изменений в законопроект мы как представители участников отрасли будем ориентироваться на соблюдение правовой гармонии, мы не можем просто говорить о снижении регуляторной нагрузки для маркетплейсов или селлеров, потому как вопрос ответственности, особенно при реализации продуктов питания – это вопрос обеспечения продовольственной безопасности государства, – сказал Гаврилов.
Председатель совета директоров, директор по развитию АО «Планета увлечений» (сеть хобби-гипермаркетов «Леонардо») Борис Кац призвал подумать над наказанием тех, кто не будет соблюдать закон.
– Сейчас все штрафы – однократные. Ответственности за повторное нарушение нет. Первого января любого года маркетплейсы могут заплатить авансом все штрафы и спокойно нарушать. Бизнес так устроен: если нарушать выгодно, то он будет нарушать закон. Однократность штрафов приведет к этому, – отметил Кац.
Он также коснулся проблемы скидок, которые предоставляют маркетплейсы.
– Можно взять простой пример: торговля книгами. Маркетплейсы продают их себе в убыток, снижая цены. Из-за этого у нас книжные магазины закрываются сотнями. Таких групп много. Поэтому скидки нужно запретить, – подытожил Кац.
Генеральный директор Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности (АМДПР) Тимур Иртуганов заявил, что отрасль также беспокоит проблемы скидок и контрафакта.
– Из 27 тысяч производителей мебели в РФ, которые отчитываются перед ФНС, 98,5% – субъекты МСП. Крупных предприятий практически нет. Они очень уязвимы и зависимы, – сказал Иртуганов.
В свою очередь директор направления по антимонопольной и регуляторной политике ООО РВБ (Объединенная компания Wildberries & Russ) Анна Арутюнян отметила, что законопроект обсуждался, в том числе, с маркетплейсами.
– Мы считаем, что текущая версия закона сбалансирована, потому что отвечает на многие вопросы, которые стояли перед регуляторами. Закон четко определяет понятия и устанавливает стандарты для всех участников отрасли. До сегодняшнего дня такого стандарта не существовало. Законопроект устанавливает обязанности самой цифровой платформы и продавцов, определяя, кто за что отвечает, – поделилась своим мнением Арутюнян.
– Что касается скидок за счет маркетплейсов, то претензии коллег считаю необоснованными. Это традиционный механизм поддержания лояльности потребителя. В любом магазине мы видим красные ценники, у нас есть карты лояльности, копим бонусные баллы. Коллеги хотят запретить нам предоставлять такого рода инструменты лояльности для потребителя. Это не очень справедливо, – заключила представитель маркетплейса.
Подводя итоги, Екатерина Авдеева отметила, что на круглом столе законодатели и участники рынка обсудили важные вопросы, связанные со скидками, маркировкой товаров, таможней и другие. Всё это будет учитываться при принятии законопроекта «О платформенной экономике в Российской Федерации». Полный пакет изменений будет обсуждаться и дорабатываться.