«Не должно быть перекосов и дисбаланса»

Первый вице-президент СИТ Екатерина Авдеева выступила как сомодератор круглого стола «Применение лучших практик офлайн-ретейла в сфере интернет-торговли» в Государственной Думе.

Екатерина Авдеева отметила, что законотворчество должно быть проактивным, опережающим, чтобы предопределять развитие и правоприменение, а не реагировать на последствия правовой неопределённости, порождающее неоднородную правоприменительную практику.

«При этом Союз интернет-торговли выступает за сбалансированную позицию, чтобы не затормозить развитие отрасли интернет-торговли, а наоборот стимулировать её за счёт правового поля. Мы хотим, чтобы регулирование интернет-торговли развивалось с учетом выхода в онлайн традиционных офлайн-продавцов, и чтобы не было перекосов и дисбаланса в их правовом статусе, тем более за счет ущемления прав потребителей», – прокомментировала Екатерина Авдеева.

По словам Авдеевой, в первую очередь необходимо определиться с понятийным аппаратом. «Маркетплейс» и «цифровая платформа» — это разные сущности. В связи с этим кажется совершенно логичным ожидать от правотворчества внесения определенности, установления различий между всеми этими схожими сущностями и понятиями. Существующая правовая неопределенность оставляет широкий простор для манипуляций и ухода от ответственности сторон. Это формирует негативный фон для всей отрасли интернет-торговли, снижает доверие ко всем участникам рынка и, в конечном итоге, тормозит развитие сегмента в целом», – заявила Авдеева.

Первый вице-президент СИТ отметила, что динамика по маркетплейсам неоднородна. На 1 млрд. выручки Wildberries приходится 9 судебных исков, средней суммой 4,2 млн. рублей. У OZON на 1 млрд. выручки поступает 1,75 исков, на среднюю сумму 0,47 млн. рублей, а у Сбермегамаркет – 6,5 исков. Эти цифры показывают, что некоторые маркетплейсы пытаются урегулировать конфликты внесудебно, иные же сразу доводят дело до судебных разбирательств. Решением может стать введение обязательной системы медиации. На данный момент при Союзе Интернет-Торговли создан и ведёт активную работу Центр медиации, в рамках которого происходит решение многих конфликтных ситуаций, находятся точки соприкосновения между участниками рынка и, соответственно, снижается нагрузка на судебную систему.