Госдума приняла во втором и третьем чтении закон о платформенной экономике — важный шаг в сторону комплексного регулирования цифровых экосистем, таких как маркетплейсы, туристические и логистические платформы.
Почему это важно:
Как подчеркнула первый зампред Комитета по экономической политике Надежда Школкина, цифровая экономика уже фактически сформировалась как отдельная отрасль с уникальными финансовыми, трудовыми и правовыми отношениями. Новый закон станет “первой ласточкой” в создании правовой базы для этой сферы.
По словам главы Минэкономразвития Максима Решетникова, вклад платформенной экономики в ВВП страны уже составляет 5% — и продолжает расти.
Ключевые положения закона:
• Обязательная идентификация продавцов через “Госуслуги” или другие госреестры.
• Цифровые платформы обязаны обеспечить техническую возможность возврата некачественного товара и связи с продавцом.
• Обеспечение равного и беспрепятственного доступа к платформам для всех участников.
• Запрет на реализацию запрещённых к обороту товаров.
• Защита интересов продавцов — включая досудебное урегулирование споров и запрет на навязывание скидок.
• Платформы обязаны взаимодействовать с налоговыми органами, а также контролировать соответствие товара требованиям маркировки.
Закон не распространяется на:
• Аудиовизуальные сервисы (стриминги и т.п.);
• Финансовые и инвестиционные платформы;
• Госинформсистемы и электронные площадки в сфере закупок;
• Отношения, касающиеся лицензирования ПО и баз данных.
Закон вступит в силу с 1 октября 2026 года, что раньше первоначально предложенной даты — 1 марта 2027 года. он.