Предложения СИТ по итогам совещания в Минпромторге

Первый вице-президент Союза Интернет-Торговли Екатерина Авдеева приняла участие в заседании Комиссии по созданию условий саморегулирования в электронной торговле в РФ, созданной при Минпромторге.

По итогам заседания первым вице-президентом СИТ Екатериной Авдеевой, совместно с остальными членами Союза Интернет-Торговли было сформировано и подано заявление в Минпромторг, со следующими предложениями:

1. Потеря товаров маркетплейсами

Из-за отсутствия актуального реестра возвратных товаров, четкой логистики и в связи с частой потерей товаров маркетплейсами, данные о местонахождении товаров и их состоянии собираются неделями. Товары разыскиваются слишком долго, что приводит к падению количества продаж и убыткам для продавцов по вине маркетплейсов. 

СИТ предлагает внедрить на цифровых торговых платформах полный электронный реестр всех товаров с указанием их местоположения и сроков для доставки, а также предусмотреть возможность оперативной передачи данных из этого реестра продавцам для проведения сверок и сопоставлений в случае пропажи товаров, принятых от них маркетплейсами.Также, предлагается раз в квартал направлять в личные кабинеты продавцам акты сверок (это уже делает Яндекс и Озон).

2. Принуждение продавцов к участию в акциях и скидках

Некоторые цифровые торговые платформы (маркетплейсы) проводят акции и другие скидочные мероприятия принудительно для продавцов и, зачастую, не учитывают, что предлагаемая ими скидка вынуждает продавца отпускать товары по ценам, ниже закупочных, что приводит к убыткам. Кроме того, частые скидки на определенные товары провоцируют демпинг цен, потому что формируют у потребителя привычку ожидать скидочных кампаний для получения наиболее выгодного предложения. Это приводит к значительным кассовым разрывам.

СИТ предлагает закрепить за продавцом право полностью отказаться от участия в скидочных акциях, а также установить минимальный порог скидки на уровне 5%, а максимальный на уровне 15%. Для продавцов, готовых участвовать в скидочных кампаниях предлагается ввести уведомительный режим и обеспечить их информирование о таких мероприятиях не позднее, чем за 7 календарных дней до проводимой акции.

3. Безакцептное списание денежных средств.

В последнее время стали массовыми случаи, когда маркетплейс удерживает штрафы с продавцов за некорректное указание размеров товаров (например, если при работе с карточкой товара в личном кабинете по ошибке указывает размеры не в сантиметрах, а в миллиметрах). При такой ошибке перерасчет производится не в пользу продавца и превышает допустимый предел в 10 раз.

СИТ предлагает установить для таких случаев 10-дневный период на обжалование штрафов и предусмотреть возможность оперативного возврата денежных средств и снятия штрафных санкций с продавца, в случае ошибки маркетплейса, в течение 3-х рабочих дней.

4. Гармонизация законодательства Евразийского экономического союза в сфере электронной торговли.

«Странам – участницам Евразийского экономического союза (ЕАЭС) нужны общие правила регулирования работы маркетплейсов» Об этом заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин на заседании Евразийского межправительственного совета в расширенном составе.

«Все больший спрос набирают маркетплейсы и другие сервисы электронной коммерции, а значит, нужны общие и понятные, прозрачные правила для всех», – сказал Мишустин.На заседании Комиссии Минпромторга также поднимался этот вопрос в контексте необходимости разработки технических регламентов ЕАЭС для торговых отношений.

Союз интернет-торговли предлагает усилить работу по гармонизации законодательства в сфере электронной коммерции в странах ЕАЭС и готов выступить в роли экспертного центра по обобщению и подготовке предложений в части изменения таможенного и налогового законодательства, касающегося этой сферы, для снижения налоговых и таможенных барьеров.