Президент Союза Интернет-Торговли Виталий Ильич Гаврилов рассказал о «Центре медиации» на XII Петербургском международном юридическом форуме

Виталий Ильич подчеркнул, что наиболее частыми спорами в отрасли являются споры между маркетплейсами и селлерами, возникающие по причине возврата или утери товара, порчи товарного вида продукции при транспортировке и споры об объемах комиссии, где одним из ярких и громких примеров является пожар на складе Вайлдберриз в Шушарах.

Он привёл статистику дел по арбитражным судам за 2023 год из которой видно, что значительная часть исковых заявлений поступила по спорам, вытекающим из деятельности маркетплейсов. 

«Наибольшее количество (2577 исков) поступило в Арбитражный суд Московской области, где по подсудности рассматриваются дела с участием ООО “Вайлдберриз” (Wildberries). В 89% случаев (2290 исков) маркетплейс выступает в качестве ответчика. 49% исков в таких спорах удовлетворено полностью или частично, 11% оставлено без удовлетворения, 12 % споров прекращено, еще 23 % (864 дела) рассматриваются к этому моменту», – обозначил Гаврилов. 

В своём докладе он упомянул и OZON, который занимает второе место по количеству споров среди маркетплейсов, и дела с участием которого рассматривает Арбитражный суд города Москвы.

«В 2023 году в суд поступило 470 дел, в 366 из которых маркетплейс является ответчиком (78 %). Проиграно маркетплейсом полностью или частично 27% дел, еще 18% прекращено, и рассматриваются к текущей дате 25% заявлений. Отстоять свою правоту юристам

маркетплейса удалось лишь в 21% дел в качестве ответчика», – резюмировал президент СИТ. 

По словам Гаврилова, такой объём исков создает излишнюю нагрузку на органы судебной власти, при этом из представленной статистики видно, что перемирие не рассматривается сторонами (или одной из сторон) в качестве наиболее успешного исхода дела.

«Союз Интернет-Торговли проанализировал самые распространенные причины возникновения подобных споров. Мы задались вопросом: неужели обращение в суды более простой путь чем досудебное урегулирование конфликтов? Оказалось, что взаимодействие селлера и маркетплейса в спорной ситуации не налажено. Со стороны гигантов рынка эту работу выполняют роботы или сотрудники, компетентные вести диалог лишь до определенного момента и работающие в рамках модульных, шаблонных ситуаций. Исковые заявления чаще всего становятся результатом отсутствия диалога между продавцом и маркетплейсом. Также продавцам зачастую необходимы юридические консультации, чтобы обосновать свою позицию или, наоборот, осознать правомерность действий второй стороны», – рассказал Гаврилов. 

Именно поэтому Союзом Интернет-Торговли был создан первый в России Центр медиации в сфере интернет-торговли, который будет осуществлять досудебное урегулирование споров между электронными площадками и продавцами.

Глобальной целью внедрения процесса медиации является нормальное, цивилизованное развитие рынка интернет-торговли, в рамках которого обеспечивается защита всех участников правоотношений.

«Для нас важно создать атмосферу доверия внутри рынка, сейчас

селлеры уверены, что маркетплейсы попросту забирают их деньги, причем решение

принимается в одностороннем порядке. Со своей стороны маркетплейсы не стремятся

вкладывать в укрепление внутренней системы досудебного урегулирования споров. Заплатить по исполнительному листу кажется дешевле и проще, чем разбираться в каждом конкретном случае», – заявил Гаврилов. 

Он обозначил, что Союз работает одновременно в двух

направлениях: 

– формирование четких правил для отрасли;

– медиация в каждом спорном случае.