Министр экономического развития РФ Максим Решетников выступил на заседании Комитета по экономической политике в Совете Федерации с предложением ввести для отдельных категорий товаров в интернет-торговле так называемые «невозвратные тарифы».
Это означает, что отдельные категории товаров, приобретённые по такому тарифу, нельзя будет вернуть.
Текущий статус
Инициатива находится на стадии обсуждения, конкретных нормативных актов пока нет.
Решетников отметил, что вопрос может быть рассмотрен до конца 2025 года.
Прежде чем вводить новые правила, потребуется согласование с бизнесом и органами защиты прав потребителей.
Что это значит для рынка
Возможен переход на разные тарифы при покупке онлайн.
Продавцы получат защиту от недобросовестных возвратов.
Для покупателей это может стать ограничением привычного сервиса и удобства.
Президент Союза Интернет-Торговли Виталий Гаврилов о введении инициативы «невозвратных тарифов»:
«Сегодня селлеры сталкиваются с высокой нагрузкой из‑за массовых возвратов: одежду, обувь, технику и праздничные товары часто берут на один раз и возвращают с признаками использования. Это создаёт серьёзные издержки для бизнеса и впоследствии увеличивает стоимость товаров для покупателей.
По нашим данным, в 2024 году средний уровень возвратов на маркетплейсах составил около 18% от всех онлайн-продаж, а в отдельных категориях — значительно выше: одежда и обувь — до 35–40%,электроника и техника — около 12%, товары для праздников и декора — до 50% в пиковые периоды. Каждый такой возврат несёт не только прямые логистические расходы, но и убытки от последующей уценки товара.
Введение невозвратных тарифов защитит продавцов от дополнительных издержек и станет результативной мерой борьбы с так называемым потребительским экстремизмом.
При этом мы понимаем и риски: ограничение возвратов может снизить удобство покупок для потребителей и потребует открытой коммуникации со стороны платформ, чтобы избежать недопонимания и конфликтов.
Мы готовы работать совместно с государственными органами и маркетплейсами, чтобы предложенные меры были внедрены корректно: защищали все стороны правоотношений и стимулировали развитие честной, устойчивой и прозрачной интернет-торговли в России».